Внеурочка по химии 11 кл

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Химия в задачах» разработана на основе закона РФ «Об
образовании», приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №
1897, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении
изменений в ФГОС ООО от 29.12.2014 г. № 1644)..
Данный курс предназначен для учащихся 11-ых классов и рассчитан на 35 часов (1
час в неделю).
Цель курса – подготовка выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по химии (в том числе
части с развёрнутым ответом)
Задачи программы курса:
 подготовить выпускников к единому государственному экзамену по химии;
 развить умения самостоятельно работать с литературой, систематически
заниматься решением задач, работать с тестами различных типов;
 выявить основные затруднения и ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии;
 подобрать задания, вызывающие наибольшие затруднения у учащихся при сдаче
ЕГЭ по химии, включая задания, недостаточно изучаемые в рамках школьной
программы;
 проводить информационную работу с учащимися;
 проводить практические занятия для лучшего усвоения учащимися материала
курса.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
 Личностные результаты
 в ценностно-ориентационной сфере:
 чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду,
целеустремленность;
 анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ;



умение разъяснять на примерах (приводить примеры) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека, как важную часть
этого единства;
 умение строить своё поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.
 в трудовой сфере:
 готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
 планирование и проведение химического эксперимента;
 использование веществ в соответствии с их предназначением и свойствами,
описанными в инструкциях по применению
 в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 уметь описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и
сложные вещества, химические реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
 структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из
других источников;
 моделировать строение атомов элементов первого-третьего периодов (в рамках
изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
 Метапредметные результаты
 использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
 использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
 умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации
цели и применять их на практике;
 использование различных источников для получения химической информации.
 Предметные результаты
 давать определения изученным понятиям «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя
знаковую систему химии;

 описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
 описывать и различать изученные классы органических и неорганических
соединений, химические реакции;
 классифицировать изученные объекты и явления;
 наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические
реакции, протекающие в природе и в быту;
 делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических
закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со
свойствами изученных;
 структурировать изученный материал;
 проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием
различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных,
ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки,
передачи химической информации и её представления в различных формах;
 определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к
определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и
степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях,
тип кристаллической решётки вещества; признаки химических реакций;
возможность протекания реакций ионного обмена;
 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
 описывать строение атомов элементов I-IV периодов с использованием
электронной конфигурации атомов;
 моделировать строение простейших молекул неорганических и органических
веществ, кристаллов;
 вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения,
массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём и массу по
количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 безопасного обращения с веществам и материалами;
 экологически грамотного поведения в окружающей среде;
 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
 приготовления раствора заданной концентрации.
Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
 осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного
поведения в окружающей природной среде;
 понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

 использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении
исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ;
 развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
 объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе,
касающейся использования различных веществ;
 осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности
человека;
 описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
 применять знания о закономерностях периодической системы химических
элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
 прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение
химического равновесия;
 прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения.
Содержание внеурочного курса по химии «Химия в задачах»
Особенности ЕГЭ – 1 час
Структура контрольно-измерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении
заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену.
Общая химия – 11 часов
Химический элемент и химическая связь. Решение задач по теме: «Химический элемент и
химическая связь». Химическая кинетика. Решение задач по теме: «Химическая кинетика».
Теория электролитической диссоциации. Решение задач по теме: «Теория
электролитической диссоциации». Окислительно-восстановительные реакции. Решение
задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции». Решение экспериментальных
задач.
Неорганическая химия – 10 часов
Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме:
«Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его
соединения». Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены,
подгруппа кислорода, водород). Решение задач по теме: «Галогены». Решение задач по
теме: «Подгруппа кислорода, водород». Характеристика неметаллов главных подгрупп и
их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода). Решение задач по теме:
«Подгруппа азота». Решение задач по теме: «Подгруппа углерода». Характеристика
металлов побочных подгрупп и их соединений. Решение задач по теме: «Характеристика
металлов побочных подгрупп и их соединений». Решение экспериментальных задач.

Органическая химия – 11 часов
Теория строения органических соединений. Изомерия. Углеводороды – алканы, алкены,
циклоалканы, алкадиены. Решение задач по теме: «Предельные углеводороды». Решение
задач по теме: «Непредельные углеводороды». Ароматические углеводороды.
Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов,
альдегидов и карбоновых кислот). Решение задач. Азотсодержащие органические
соединения и биологически важные вещества. Решение экспериментальных задач.
Обобщение и повторение – 2 часа
Обобщение материала по теме школьного курса «Общая химия» – решение сложных
задач, разбор типичных ошибок. Решение экспериментальных задач.
Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять
количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ в зависимости от
особенностей работы с учащимися.

Календарно-тематическое планирование
Тема
№
п/п
Особенности ЕГЭ – 1 час
1
Особенности подготовки к
ЕГЭ
Общая химия – 11 часов
2
Химический элемент.

3

Химическая связь

4

Химическая связь

5

Химическая кинетика

6
7

Химическая кинетика.
Обратимые реакции. Химическое
равновесие

8

Теория электролитической
диссоциации
Теория электролитической
диссоциации

9

Содержание

Практические работы, демонстрации, вид
деятельности учащегося

Структура заданий ЕГЭ по химии,
кодификатор, спецификация
Периодическая система, положение
элементов в ПС, электронное строение
атомов, периодичность в изменении свойств
атомов, простых и сложных веществ
соответствующих элементов
Ионная, ковалентная полярная и неполярная
связь. Металлическая, водородная связь
Сигма и пи-связь, гибридизация
электронных орбиталей
Скорость химических реакций, факторы,
влияющие на скорость (закон действующих
масс, правило Вант Гоффа)

Необратимые и обратимые реакции,
химическое равновесие, принцип Ле
Шателье, условия смещения химического
равновесия (концентрация, давление,
температура)
Электролиты, неэлектролиты, ионные
уравнения, признаки прохождения реакций
до конца

Решение заданий в формате ЕГЭ

Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение экспериментальных задач. Скорость
химических реакций и факторы, влияющие на
неё (изменение концентрации, температуры,
площади поверхности соприкосновения
веществ, наличие катализатора, природа
реагирующих веществ)
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ

Решение экспериментальных задач. Реакции в
растворах электролитов.
Решение задач на нахождение массовой доли
вещества в растворе (в формате ЕГЭ)

10

Окислительно-восстановительные
реакции

11

Окислительно-восстановительные
реакции

12

Окислительно-восстановительные
реакции

Неорганическая химия – 10 часов
13 Металлы

16

Щелочные металлы
Щелочноземельные металлы.
Амфотерные металлы
Способы получения металлов

17

Неметаллы

18

Неметаллы

19

Галогены

20

Водород. Подгруппа кислорода.

14
15

Окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление,
восстановление. Метод электронного
баланса. Особенности составления
уравнений. Типичные окислители и
восстановители. Реакции, протекающие при
разных условиях

Решение экспериментальных задач.
Проведение окислительно-восстановительных
реакций
Решение заданий в формате ЕГЭ

Положение металлов в ПС. Особенности
строения атомов, химические свойства
металлов главных и побочных подгрупп.
Амфотерные металлы, их соединения.
Переходные металлы.

Решение заданий в формате ЕГЭ. Решение
экспериментальных задач. Решение
экспериментальных задач. Металлы и их
свойства.
Демонстрация: коллекция металлов
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ

Металлургия: пиро-, гидро-, электро-.
Получение металлов восстановлением.
Электролиз.
Положение неметаллов в ПС. Особенности
строения атомов, общие химические
свойства (восстановительные и
окислительные)
Положение галогенов в ПС, изменение
свойств в подгруппе. Соединения галогенов.
Способность к реакциям замещения
Положение водорода в ПС, двойственная
природа. Химические свойства и способы
получения. Кислород и сера как
представители VIА группы. Особенности
химических свойств

Решение заданий в формате ЕГЭ

Решение экспериментальных задач на основе
заданий ЕГЭ

Решение экспериментальных задач. Свойства
неметаллов
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение экспериментальных задач. Водород и
кислород.

21

Подгруппа углерода

22

Подгруппа азота

Органическая химия – 11 часов
23 Строение органических соединений

24

Углеводороды

25

Предельные углеводороды

26

Непредельные углеводороды

27

Непредельные углеводороды

28

Ароматические углеводороды

29

Кислородсодержащие органические
соединения
Кислородсодержащие органические
соединения

30

31

Кислородсодержащие органические
соединения

32

Кислородсодержащие органические
соединения

33

Азотсодержащие органические

Углерод и кремний, их соединения,
получение и химические свойства.
Азот и фосфор, их соединения, получение и
химические свойства.

Решение экспериментальных задач. Свойства
соединений углерода
Демонстрация. Свойства соединений азота.
Решение задач на нахождение массовой доли
вещества в исходной смеси (в формате ЕГЭ)

Теория строения органических соединений
А.М. Бутлерова. Изомерия, её виды,
гибридизация орбиталей
Общая характеристика углеводородов:
особенности главной углеродной цепи,
радикалы, типы связей, общие формулы
Алканы и циклоалканы. Гомологический
ряд, химические свойства и способы
получения
Алкены и алкины. Гомологический ряд,
химические свойства и способы получения
Алкадиены. Гомологический ряд,
химические свойства и способы получения
Арены. Гомологический ряд бензола,
химические свойства и способы получения.
Спирты и фенолы. Гомологический ряд,
химические свойства и способы получения
Альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты
Гомологический ряд, химические свойства и
способы получения
Простые и сложные эфиры, жиры.
Особенности строения, химические
свойства. Углеводы. Особенности строения
Химические свойства углеводов

Решение заданий в формате ЕГЭ

Амины, аминокислоты и белки. Строение,

Решение экспериментальных задач.
Качественное определение углерода и
водорода в органических соединениях
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение экспериментальных задач. Этилен и
его свойства
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение задач на нахождение молекулярной
формулы углеводорода (в формате ЕГЭ)
Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение экспериментальных задач. Свойства
альдегидов. Свойства карбоновых кислот
Решение экспериментальных задач. Сложные
эфиры. Решение заданий в формате ЕГЭ
Демонстрация. Свойства углеводов. Решение
задач на нахождение формулы
кислородсодержащего вещества.
Решение задач на нахождение молекулярной

соединения
Обобщение и повторение – 2 часа
34 Решение задач

35

Решение задач

Итого 35 часов

химические свойства и способы получения

формулы азотсодержащих веществ (в формате
ЕГЭ)

Решение задач на нахождение массовой
доли вещества в растворе или массовой
доли вещества в исходной смеси
Решение задач на нахождение
молекулярной формулы органического
вещества

Решение заданий в формате ЕГЭ
Решение заданий в формате ЕГЭ

Список литературы
1. Г.Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия» учебник 10 и 11 – М., Просвещение.
2. Методические разработки по химии к программам Н.Н. Гары и О.С. Габриеляна
3. Л.Л. Андреева, О.С. Габриелян, Н.Н. Гара, О.Н. Гева, В.Г. Иванов и др. Большой
справочник по химии для школьников и поступающих в ВУЗы – Дрофа
4. Интернет-ресурсы
5. Сайт Решу ЕГЭ
6. ctege.info


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».