факультатив по биологии 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии (факультатив) составлена на основании
следующих нормативно - правовых документов:
Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
Федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Основной образовательная программа основного общего образования
образовательного учреждения;
Рабочая программа реализуется в учебниках для 11 класса под редакцией Д.К.
Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.
Дымшица. – М.: Просвещение, 2014 год.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями ).
Актуальность программы.
Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ,
поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна.
Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по
биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный
факультатив предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа (1
час в неделю).
Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и
физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с
программой по биологии для поступающих в вузы и новыми
Государственными стандартами биологического образования РФ. Она
предназначена для повторения и систематизации знаний.
Ожидаемый результат:
Формирование целостного представления о живом организме.
Углубление основ биологических знаний и умений.
Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.
Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья
человека.

Улучшение навыков самоконтроля.
Формы контроля:
Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов,
результатов выполнения домашнего задания);
Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов
КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества,
уровня сложности выполненных работ.
Раздел 1. Организация учебного процесса
Цель программы: упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к
сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Обучающие:
Повышать качество биологических знаний.
Воспитательные:
Формировать способности к самостоятельному процессу познания и
мониторингу знаний.
Формировать умения работать в коллективе.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей.
Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий,
ответственному отношению к своему здоровью.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
№

Раздел

Кол-во

Форма проведения

часов
1
2
3

Биология – наука о живой
природе.
1
Методы научного познания.
Клетка как биологическая
3
система.
Организм как биологическая
10
система.

Теоретическое занятие.
Теоретические и практические
занятия.
Теоретические и практические
занятия.

Теоретические и практические
занятия.
Теоретические и практические
5
5
занятия.
Работа контрольноРабота с контрольно6
5
измерительными материалами и
измерительными заданиями.
тренировочными заданиями.
В результате изучения данного курса ученик должен
4

Система и многообразие
организмов.
Организм человека и его
здоровье.

занятия

10

Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать
место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами,
экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции,
закономерности эволюции.
Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с
наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом,
решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ.

Раздел 2. Содержание дисциплины
Учебный план. Тематический план.
№

Кол-во
лекций,
семинаров

Темы.

Кол-во
часов

Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы
научного познания.
Раздел 2.

1

Клеточная теория. Строение клетки.

1

1

2

Многообразие клеток (клетки грибов, растений и
животных).

1

1

3

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

1

1

ӀӀӀ
4

Организм как биологическая система.

10

Вирусы – неклеточные формы жизни.

1

5

Виды бесполого и полового размножения организмов.

1

6

Эмбриональное развитие организма

1

7

Генетика – наука о наследовании признаков.
Моногибридное скрещивание. Решение задач.

1

8

Дигибридное скрещивание. Решение задач по генетике

1

1

1

1

1

1

1

1

1
ӀӀ
1

9
10
11
12
13
ӀV

14

15

Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. Генотип как
целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач
по генетике.
Наследование генов сцепленных с полом. Решение задач
по генетике.
Закономерности изменчивости. Модификационная
изменчивость. Наследственная изменчивость.
Методы изучения наследственности человека.
Наследственные болезни и их профилактика.
Селекция, ее методы и перспективы развития.
Биотехнология.
Система и многообразие организмов.

3

1

1
1

1

10

Царство растений. Растительные ткани и органы.
Жизнедеятельность растительного организма.
Классификация организмов. Бактерии

1

1

Грибы и лишайники
Водоросли. Мхи.
Папоротники.
Голосеменные.

1

1

Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных
растений.
Семейства Двудольных растений. Значение растений.

1

1

Царство животные. Основные признаки, классификация.
Одноклеточные животные.
Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные)

1

1

18

Тип Членистоногие (насекомые)

1

1

19

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

1

1

20

Тип Хордовые. Класс Земноводные.

1

1

21

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

1

1

22

Тип Хордовые. Класс Птицы.

1

1

23

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.
Контрольно-обобщающее занятие.
Организм человека и его здоровье.
Место человека в органическом мире. Ткани. Опорнодвигательная система.

1

1

16

17

V
24

5
1

1

25

Кровообращение и лимфообращение.

1

1

26

Пищеварительная система. Обмен веществ.

1

1

27

Дыхательная и половая системы.

1

1

Нервная система.
Эндокринная система
Анализаторы.

1

1

29

Высшая нервная деятельность.

1

1

30

Контрольно-обобщающее занятие

1

VӀӀӀ
31

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

5

Работа с тестами.

1

32

Работа с тестами.

1

28

33

Работа с тестами.

1

34

Работа с тестами.

1

Содержание отдельных тем учебной дисциплины.
Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.
Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.
Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование
Форма организации занятия: фронтальная, групповая
Межпредметная связь: биология, медицина, экология
Техническое оснащение занятия: ИКТ
Тема 2. Клетка как биологическая система.
Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и
эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и
энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма,
хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть,
митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды,
липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.
Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина,
участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика
Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп
Тема 3. Организм как биологическая система.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры
профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое).
Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения
в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное
развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее
методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных
с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов.
Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее
задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления.
Этические аспекты клонирования.
Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия,
гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота,
бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и
дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия,
анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение
биологических задач
Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры
Форма организации занятия: индивидуальная, групповая
Контрольные задания: тестирование, создание презентаций

Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы
Тема 4. Система и многообразие организмов.
Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и
жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности
строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических
организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и
жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их
строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные,
голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные
растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство
животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и
жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика
Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков,
Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности,
многообразие и значение.
Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения,
вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы
жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий,
плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.
Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина,
участие в конференциях.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское
хозяйство.
Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.
Тема 5. Организм человека и его здоровье.
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорнодвигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при
повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в
легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы,
органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний.
Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная
теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и
значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания,
мышления. Половая система человека.
Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты,
остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон,

эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела,
агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола,
анализаторы, рефлекс.
Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные
работы, создание презентаций.
Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
Контрольные задания: тестирование.
Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.
Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.
Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.
Материально-техническое обеспечение реализации программы.
Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop,
Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003.
Технические средства: компьютер, фотоаппарат, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды,
коллекции, гербарии.
Рекомендуемая литература.
Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М.
«Экзамен» 2018.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы.
Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин
В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018.
Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология.
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».