Пояснительная записка Рабочая программа по биологии (факультатив) составлена на основании следующих нормативно - правовых документов: Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897; Основной образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения; Рабочая программа реализуется в учебниках для 11 класса под редакцией Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014 год. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями ). Актуальность программы. Проблема подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный факультатив предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний. Ожидаемый результат: Формирование целостного представления о живом организме. Углубление основ биологических знаний и умений. Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ. Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека. Улучшение навыков самоконтроля. Формы контроля: Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания); Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования); Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов) Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ. Раздел 1. Организация учебного процесса Цель программы: упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ. Задачи: Обучающие: Повышать качество биологических знаний. Воспитательные: Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний. Формировать умения работать в коллективе. Развивающие: Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью. Требования к уровню освоения содержания дисциплины № Раздел Кол-во Форма проведения часов 1 2 3 Биология – наука о живой природе. 1 Методы научного познания. Клетка как биологическая 3 система. Организм как биологическая 10 система. Теоретическое занятие. Теоретические и практические занятия. Теоретические и практические занятия. Теоретические и практические занятия. Теоретические и практические 5 5 занятия. Работа контрольноРабота с контрольно6 5 измерительными материалами и измерительными заданиями. тренировочными заданиями. В результате изучения данного курса ученик должен 4 Система и многообразие организмов. Организм человека и его здоровье. занятия 10 Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции. Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ. Раздел 2. Содержание дисциплины Учебный план. Тематический план. № Кол-во лекций, семинаров Темы. Кол-во часов Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. Раздел 2. 1 Клеточная теория. Строение клетки. 1 1 2 Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных). 1 1 3 Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. 1 1 ӀӀӀ 4 Организм как биологическая система. 10 Вирусы – неклеточные формы жизни. 1 5 Виды бесполого и полового размножения организмов. 1 6 Эмбриональное развитие организма 1 7 Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание. Решение задач. 1 8 Дигибридное скрещивание. Решение задач по генетике 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ӀӀ 1 9 10 11 12 13 ӀV 14 15 Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач по генетике. Наследование генов сцепленных с полом. Решение задач по генетике. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. Система и многообразие организмов. 3 1 1 1 1 10 Царство растений. Растительные ткани и органы. Жизнедеятельность растительного организма. Классификация организмов. Бактерии 1 1 Грибы и лишайники Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. 1 1 Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений. Семейства Двудольных растений. Значение растений. 1 1 Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные) 1 1 18 Тип Членистоногие (насекомые) 1 1 19 Тип Хордовые. Класс Рыбы. 1 1 20 Тип Хордовые. Класс Земноводные. 1 1 21 Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. 1 1 22 Тип Хордовые. Класс Птицы. 1 1 23 Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Контрольно-обобщающее занятие. Организм человека и его здоровье. Место человека в органическом мире. Ткани. Опорнодвигательная система. 1 1 16 17 V 24 5 1 1 25 Кровообращение и лимфообращение. 1 1 26 Пищеварительная система. Обмен веществ. 1 1 27 Дыхательная и половая системы. 1 1 Нервная система. Эндокринная система Анализаторы. 1 1 29 Высшая нервная деятельность. 1 1 30 Контрольно-обобщающее занятие 1 VӀӀӀ 31 Работа с контрольно-измерительными заданиями. 5 Работа с тестами. 1 32 Работа с тестами. 1 28 33 Работа с тестами. 1 34 Работа с тестами. 1 Содержание отдельных тем учебной дисциплины. Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи. Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование Форма организации занятия: фронтальная, групповая Межпредметная связь: биология, медицина, экология Техническое оснащение занятия: ИКТ Тема 2. Клетка как биологическая система. Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления. Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная Контрольные задания: тестирование Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп Тема 3. Организм как биологическая система. Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования. Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование. Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры Форма организации занятия: индивидуальная, групповая Контрольные задания: тестирование, создание презентаций Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы Тема 4. Система и многообразие организмов. Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение. Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение. Основные понятия: таксон, прокариоты, низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула. Практическая работа: тестирование, лабораторные работы. Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство. Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы. Тема 5. Организм человека и его здоровье. Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорнодвигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена. Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека. Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс. Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций. Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Контрольные задания: тестирование. Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология. Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы. Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины. Материально-техническое обеспечение реализации программы. Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003. Технические средства: компьютер, фотоаппарат, микроскопы. Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии. Рекомендуемая литература. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2018. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018 Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2018.