СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка 3 2 Учебно-тематический план первого и второго года обучения 7 3 Содержание дополнительной программы первого и второго года обучения. 9 4 Календарно-тематическое планирование первого и второго года обучения 10 5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 28 6 Формы подведения итогов 29 Пояснительная записка Программа составлена на основании нормативно-правовых документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12, ст. 75) - Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75). - Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75), - СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41); - Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75), - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р Основные характеристики программы: Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей. Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Актуальность – это констатация проблем в развитии и воспитании детей (потребность в общении, укрепление здоровья и т.д.). Отражение условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам. Наиболее острые проблемы дополнительного образования: повышение занятости детей в свободное время; организация полноценного досуга; развитие определенных качеств личности; поддержка и развитие талантов; адаптация в обществе детей с определенными особенностями; физическое развитие и оздоровление детей; профессиональная ориентация и т.п. Отличительные особенности: В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура». По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей. Адресат программы: – от 14 до 17 лет.. Цель и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы - углублѐнное изучение спортивной игры волейбол. Основными задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу; подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу; отбор лучших учащихся для ДЮСШ. Условия реализации программы: условия набора и формирования групп; возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения; необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы; особенности организации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: должны быть указаны все необходимые составные реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; необходимо перечислить нужное оборудование, ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п. Кадровое обеспечение реализации программы: необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования, необходимы для образовательного процесса: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного образования других направлений, лаборант и др. Форма организации деятельности учащихся: Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуально-групповая. Год обучения: группа первого года обучения и второго года обучения. Количество обучающих: 12-15 человек первого и второго года обучения. Режим занятий: Всего 2 часа в неделю, 72 часа в год. Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражѐн принцип индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические и практические занятия, соревнования Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы). Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.) Метапредметные результаты – освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п. Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности учащегося. Ожидаемым результатам прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в частности, к волейболу. Учебно-тематический план первого и второго года обучения Учебно-тематический план 1 года обучения. № п/п Название раздела 1. 2. Основы знаний Освоение техники передвижений Количество часов Всего Теория Практика 3 3 3 3 - Формы контроля Беседа, рассказ Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 3. Освоение техники приемов и передач мяча 20 - 20 4. 26 - 26 5. Освоение техники подачи мяча и приема подач. Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий 11 - 11 6. Овладение тактикой игры в нападении. 3 - 3 7. Овладение тактикой игры в защите 1 - 1 8. Овладение организаторскими способностями ИТОГО: 5 1 4 72 4 68 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Учебно-тренировочные игры Соревнования Учебно-тематический план 2 года обучения. № п/п Название раздела 1. 2. 3. Количество часов Всего Теория Практика Основы знаний Освоение техники передвижений 4 2 4 - 2 Освоение техники приемов и передач 20 - 20 Формы контроля Беседа, рассказ Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в 4. 5. мяча Освоение техники подачи мяча и приема подач. Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий 26 - 26 11 - 11 6. Овладение тактикой игры в нападении. 3 - 3 7. Овладение тактикой игры в защите 1 - 1 8. Овладение организаторскими способностями ИТОГО: 5 - 5 72 4 68 группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Учебно-тренировочные игры Соревнования Содержание дополнительной программы первого и второго года обучения. Программный материал Основная направленность 1 Основы знаний 2 Освоение техникой передвижений 3 Освоение 1-ый год обучения 2-ой год обучения Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении. Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.) Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и техники приемов и передач мяча 4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. 5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий 6 Овладение тактикой игры в нападении. 7 Овладение тактикой игры в защите 8 Овладение организаторскими способностями месте и после перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны. Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка. снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4. Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием подачи в зону 3. Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2, 4. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка. Выполнение подач в определенные зоны. Командные тактические действия через игрока передней линии с Групповые действия – взаимодействие игроков изменением позиций игроков. зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока передней линии без изменения позиций игроков. Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед». Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ Календарно-тематическое планирование первого и второго года обучения Календарно-тематическое планирование. 1 года обучения № п/п 1 Раздел Тема занятий Кол-во часов Дата теория практика 1 Основы знаний Комплектование группы (только 1 год) Вводный инструктаж по ТБ Правила игры в волейбол Основные понятия об игре в 3 1 - по плану Форма контроля по факту Беседа, рассказ волейбол. 2 3 4 5 6 7-8 Организация и судейство соревнований поволейболу. Жестикуляция судей. Технико-тактические действия в защите и в нападении. 2 Освоение техники передвижений Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.) Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Перемещения. Прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приѐмами. 3 Освоение техники приемов и передач мяча Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Передача мяча сверху двумя руками; над собой и после 1 - Беседа, рассказ 1 - Беседа, рассказ 3 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 20 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 9-10 11-12 перемещения различными способами; в парах; в треугольнике; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. передачи в стену; на точность с собственного подбрасывания и партнѐра. Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приѐм подачи и первая передача в зону 3 (2) Учебная игра 13-14 15-16 17-18 Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приѐм подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приѐме подачи. Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча: двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча: сочетание стоек и перемещений, способов перемещений Учебная игра 4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. Приѐм подачи. Подающие поочерѐдно подают мяч. На противоположной стороне площадки игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку. 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 26 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 29-30 31-32 33-34 35-36 Выполнив предварительно передачу над собой. После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу. Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Нижняя прямая (боковая); в стену расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м. Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом. Нижняя прямая (боковая); через сетку — расстояние 6м, 9м; Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. Учебная игра Приѐм подачи Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Приѐм подачи Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра Приѐм подачи Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с подачи. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 49-50 Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра 2 51-52 Верхняя прямая подача в прыжке. Прием 2 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 2 2 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные 53-54 55-56 57 58 59-60 мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра 5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий Атакующие удары. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи. Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра Упражнения на развитие прыгучести. Прыжковые упражнения с отягощениями и без них. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача упражнения. Работа в группах. Учебная игра 11 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 1 2 61 62 63 64 в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Упражнения на развитие прыгучести. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бѐдра). Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра 6 Овладение тактикой игры в нападении. Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 3 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 65 66 67 68 69 70 71 72 Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. Учебно – тренировочная игра Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. 7 Овладение тактикой игры в защите Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Учебная игра 8 Овладение организаторскими способностями Организация и судейство учебнотренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий. Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 9 классов. Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 10 классов. Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 11 классов. Товарищеские встречи между командами близлежащих школ 1 1 1 1 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 4 Учебнотренировочные игры Соревнования 1 1 1 1 1 Учебнотренировочные игры Соревнования Учебнотренировочные игры Соревнования Учебнотренировочные игры Соревнования Учебнотренировочные игры Соревнования Всего 4 68 Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий № п/п 1 Раздел Тема занятий 1 Основы знаний Понятие о спортивной тренировке, еѐ цель, задачи и основное содержание. Понятие физической культуры. Физическая культура как средство Календарно-тематическое планирование. 2 года обучения Кол-во часов Дата теория практика 4 1 - по плану Форма контроля по факту Беседа, рассказ 2 3 4 5 6 воспитания организованности, трудолюбия, воли и других нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков. Инструктаж по ТБ Основные правила соревнований Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная тактика. Тактика защиты и нападения. Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о еѐ содержании и видах Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. 2 Освоение техники передвижений Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Перемещения. Прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приѐмами. 3 Освоение техники приемов и передач мяча 1 1 - Беседа, рассказ Беседа, рассказ 1 - Беседа, рассказ 2 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 20 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Передача мяча сверху двумя руками; над собой и после перемещения различными способами; в парах; в треугольнике; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. передачи в стену; на точность с собственного подбрасывания и партнѐра. Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приѐм подачи и первая передача в зону 3 (2) Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Командные действия. Система игры со второй передачи игроком передней линии: приѐм подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2). Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные 19-20 21-22 23-24 25-26 быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приѐме подачи. Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча: двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; Учебная игра Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости. Перемещение игроков при приѐме мяча: сочетание стоек и перемещений, способов перемещений Учебная игра 4 Освоение техники подачи мяча и приема подач. упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 26 27-28 29-30 31-32 33-34 Приѐм подачи. Подающие поочерѐдно подают мяч. На противоположной стороне площадки игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку. Выполнив предварительно передачу над собой. После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу. Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; Нижняя прямая (боковая); в стену - расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м. Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом. Нижняя прямая (боковая); через сетку — расстояние 6м, 9м; Учебная игра Перемещение игроков при подаче и приѐме мяча. Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 Приѐм подачи Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. Учебная игра Приѐм подачи Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра Приѐм подачи Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Учебная игра Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с подачи. Учебная игра Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно – тренировочная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Верхняя прямая подача в прыжке. Прием 2 2 2 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные 51-52 53 54 55 56 мяча с подачи в зону 3. Учебно – тренировочная игра Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра 5 Освоение техники прямого нападающего удара и овладение техникой защитных действий Атакующие удары. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи. Учебно – тренировочная игра Нападающий удар по неподвижному мячу Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Групповые действия волейболистов. Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; взаимодействие при 2 упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 11 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 57 58 59 60 61 первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приѐме подачи Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра Упражнения на развитие прыгучести. Прыжковые упражнения с отягощениями и без них. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра Упражнения на развитие прыгучести. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бѐдра). Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу (блокирующий на подставке, на площадке), удар с передачи (блок). 1 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 62 63 64 65 66 Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. Учебно – тренировочная игра Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. Учебно – тренировочная игра 6 Овладение тактикой игры в нападении. Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. Учебно – тренировочная игра Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. Учебно – тренировочная игра Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. 7 Овладение тактикой игры в защите 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 3 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра 1 Система игры в защите «углом вперед». 1 Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. Учебная игра 8 Овладение организаторскими 5 способностями 68 Организация и судейство учебно1 тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных занятий. 69 Организация и проведение соревнований 1 на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 9 классов. 70 Организация и проведение соревнований 1 на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 10 классов. 71 Организация и проведение соревнований 1 на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 11 классов. 72 Товарищеские встречи между командами 1 близлежащих школ Всего 4 68 Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Формы занятий, планируемых по каждому разделу первого и второго года обучения. 67 № п/п Раздел 1 Основы знаний Формы занятий Беседа Рассказ Объяснение материала Показ.Тренировочные упражнения. Работа в группах. Учебная игра Учебно-тренировочные игры Соревнования Учебно-тренировочные игры Соревнования Учебно-тренировочные игры Соревнования Учебно-тренировочные игры Соревнования Учебно-тренировочные игры Соревнования Методы и приемы Формы подведения итогов Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение, дискуссия, диалог, рассказ) Опрос 2 3 4 5 6 Освоение техники Объяснение передвижений материала Тестирование Соревнование Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Освоение техники Объяснение Наглядный метод (педагогический показ) приемов и материала Практический метод (работа под руководством педагога, передач мяча Тестирование выполнение упражнений) Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Освоение техники Объяснение Наглядный метод (педагогический показ) подачи мяча и материала Практический метод (работа под руководством педагога, приема подач. Тестирование выполнение упражнений) Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Освоение техники Объяснение Наглядный метод (педагогический показ) прямого материала Практический метод (работа под руководством педагога, нападающего Тестирование выполнение упражнений) удара и овладение Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и техникой освоенных способов деятельности: отработка технических защитных навыков, физических упражнений) действий Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование Овладение тактикой игры в нападении. Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование Объяснение материала Тестирование Соревнование Наглядный метод (педагогический показ) Практический метод (работа под руководством педагога, выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование 7 8 навыков, физических упражнений) Овладение Объяснение Наглядный метод (педагогический показ) тактикой игры в материала Практический метод (работа под руководством педагога, защите Тестирование выполнение упражнений) Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Овладение Соревнование Наглядный метод (педагогический показ) организаторскими Практический метод (работа под руководством педагога, способностями выполнение упражнений) Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности: отработка технических навыков, физических упражнений) Форма подведения итогов. В конце каждой тренировке подводятся итоги: -Анализ тренировочных упражнений; -Анализ игровой деятельности. В учебном году проводятся: школьный турнир по волейболу; межшкольные районные соревнования; различные соревнования. Учебно – тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ Тестирование Тренировочная игра Индивидуальный и групповой показ