ВД Волейбол

СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка

3

2 Учебно-тематический план первого и второго года обучения

7

3 Содержание дополнительной программы первого и второго года обучения.

9

4 Календарно-тематическое планирование первого и второго года обучения

10

5 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

28

6 Формы подведения итогов

29

Пояснительная записка
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273) (ст. 2, ст. 12,
ст. 75)
- Федеральный закон N 273-ФЗ (ст. 12, ст. 47, ст. 75).
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 1,2,3,9 ст. 13; п. 1, 5, 6 ст. 14; ст. 15; ст. 16; ст. 33, ст. 34, ст. 75),
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41);
- Федеральный закон N 273-ФЗ (п. 9, 22, 25 ст. 2; п. 5 ст. 12; п. 1, п. 4 ст. 75),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Концепция развития дополнительного образования детей /распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р

Основные характеристики программы:
Направленность: дополнительной образовательной программы секции «Волейбола» физкультурно-спортивная. Программа направлена на
приобретение теоретических и практических навыков игры в волейбол. Укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей.
Актуальность (соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и
ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей). Актуальность – это констатация проблем в развитии
и воспитании детей (потребность в общении, укрепление здоровья и т.д.). Отражение условий для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности в настоящий момент, соответствие современным запросам.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
 повышение занятости детей в свободное время;
 организация полноценного досуга;
 развитие определенных качеств личности;
 поддержка и развитие талантов;
 адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
 физическое развитие и оздоровление детей;
 профессиональная ориентация и т.п.
Отличительные особенности: В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими
упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная
нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю,
целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому
ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях
по волейболу различного масштаба.
Кружковая работа по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».
По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития
психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные
игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.
Адресат программы: – от 14 до 17 лет..
Цель и задачи Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых
в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы - углублѐнное изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:

укрепление здоровья;
 содействие правильному физическому развитию;
 приобретение необходимых теоретических знаний;
 овладение основными приемами техники и тактики игры;
 воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
 привитие ученикам организаторских навыков;
 повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
 подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
 отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
Условия реализации программы:
 условия набора и формирования групп;
 возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
 необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы;
 особенности организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: должны быть указаны все необходимые составные
реализации программы: сведения о помещении, в котором должны проводится занятия; необходимо перечислить нужное оборудование,
ТСО, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.
Кадровое обеспечение реализации программы: необходимо прописать, какие специалисты, кроме педагога дополнительного образования,
необходимы для образовательного процесса: концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, педагоги дополнительного
образования других направлений, лаборант и др.
Форма организации деятельности учащихся:
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия
необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно
разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и
оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует:
объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.


Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
 метод упражнений;
 игровой;
 соревновательный;
 круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения
подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуально-групповая.
Год обучения: группа первого года обучения и второго года обучения. Количество обучающих: 12-15 человек первого и второго года
обучения.
Режим занятий: Всего 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Вид учебной группы – постоянство учебной группы обязательно, т. к. новый материал базируется на предыдущем, и навыки накапливаются
с каждым занятием. Форма занятий соответствует современным образовательным тренировкам, в которых отражѐн принцип
индивидуального и группового обучения в пределах одной группы. Планируются следующие формы занятий: беседа, рассказ, теоретические
и практические занятия, соревнования
Планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения
программы).
Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные
принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и
обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность,
общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения
в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.)

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебнопознавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его
преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или
предпрофессиональные/предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.
Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач, поэтому должен отражать все три заявленные в задачах составляющие:
обучение, развитие, воспитание личности учащегося.
Ожидаемым результатам прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, в частности, к волейболу.

Учебно-тематический план первого и второго года обучения
Учебно-тематический план
1 года обучения.

№ п/п

Название раздела

1.
2.

Основы знаний
Освоение техники передвижений

Количество часов
Всего Теория

Практика

3
3

3

3
-

Формы контроля

Беседа, рассказ
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

3.

Освоение техники приемов и передач мяча

20

-

20

4.

26

-

26

5.

Освоение техники подачи мяча и приема
подач.
Освоение техники прямого нападающего
удара и овладение техникой защитных
действий

11

-

11

6.

Овладение тактикой игры в нападении.

3

-

3

7.

Овладение тактикой игры в защите

1

-

1

8.

Овладение организаторскими
способностями
ИТОГО:

5

1

4

72

4

68

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Учебно-тренировочные игры Соревнования

Учебно-тематический план
2 года обучения.

№ п/п

Название раздела

1.
2.
3.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Основы знаний
Освоение техники передвижений

4
2

4
-

2

Освоение техники приемов и передач

20

-

20

Формы контроля
Беседа, рассказ
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в

4.
5.

мяча
Освоение техники подачи мяча и
приема подач.
Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий

26

-

26

11

-

11

6.

Овладение тактикой игры в нападении.

3

-

3

7.

Овладение тактикой игры в защите

1

-

1

8.

Овладение организаторскими
способностями
ИТОГО:

5

-

5

72

4

68

группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Учебно-тренировочные игры Соревнования

Содержание дополнительной программы первого и второго года обучения.
Программный материал
Основная
направленность
1 Основы знаний
2 Освоение
техникой
передвижений
3 Освоение

1-ый год обучения

2-ой год обучения

Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу. Жестикуляция судей. Правила
техники безопасности при занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении.
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и
выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на

Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и

техники приемов
и передач мяча

4 Освоение
техники подачи
мяча и приема
подач.
5 Освоение
техники прямого
нападающего
удара и овладение
техникой
защитных
действий
6 Овладение
тактикой игры в
нападении.

7 Овладение
тактикой игры в
защите
8 Овладение
организаторскими
способностями

месте и после перемещений. Передачи над
собой, перед собой. Во встречных колоннах
через сетку с переходом в конец
противоположной колонны.
Верхняя прямая подача через сетку из-за
лицевой линии. Верхняя прямая подача на
количество попаданий на противоположную
площадку. Прием подачи через сетку.
Прямой нападающий удар после подбрасывания
мяча партнером. Нападающий удар с разбега из
зоны 2, 4 с передачи мяча игроком из зоны 3.
Блокирование нападающего удара
(индивидуальное и групповое). Страховка.

снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в
движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в
зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным
зонам.
Верхняя прямая подача в прыжке.
Прием подачи в зону 3.
Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны 2,
4.
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Блокирование нападающего удара (индивидуальное и групповое).
Страховка.

Выполнение подач в определенные зоны.
Командные тактические действия через игрока передней линии с
Групповые действия – взаимодействие игроков
изменением позиций игроков.
зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с
игроком зоны 2 и 4. Командные тактические
действия через игрока передней линии без
изменения позиций игроков.
Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в
защите «углом вперед».
Организация и судейство учебно-тренировочных игр, соревнований между классами. Проведение разминки
тренировочных занятий. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ

Календарно-тематическое планирование первого и второго года обучения
Календарно-тематическое планирование.
1 года обучения
№
п/п

1

Раздел
Тема занятий

Кол-во часов

Дата

теория

практика

1 Основы знаний
Комплектование группы (только 1 год)
Вводный инструктаж по ТБ Правила игры
в волейбол Основные понятия об игре в

3
1

-

по плану

Форма контроля
по факту

Беседа, рассказ

волейбол.
2
3

4

5

6

7-8

Организация и судейство соревнований
поволейболу. Жестикуляция судей.
Технико-тактические действия в защите и в
нападении.
2 Освоение техники передвижений
Стойка игрока. Перемещения в стойке
приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение
заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть
и т. д.)
Перемещение игроков при подаче и приѐме
мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными шагами лицом,
боком (правым, левым), спиной вперед;
двойной шаг, скачок вперед; остановка
шагом; сочетание стоек и перемещений,
способов перемещений.
Перемещения. Прыжки на месте, у сетки,
после перемещений и остановки; сочетание
способов перемещений с остановками,
прыжками, техническими приѐмами.
3 Освоение техники приемов и передач
мяча
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Передача мяча сверху
двумя руками; над собой и после

1

-

Беседа, рассказ

1

-

Беседа, рассказ

3
1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

20
2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

9-10

11-12

перемещения различными способами; в
парах; в треугольнике; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. передачи в стену; на
точность с собственного подбрасывания и
партнѐра. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Командные
действия. Система игры со второй передачи
игроком передней линии: приѐм подачи и
первая передача в зону 3 (2) Учебная игра

13-14

15-16

17-18

Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Командные
действия. Система игры со второй передачи
игроком передней линии: приѐм подачи и
первая передача в зону 3 (2), вторая
передача игроку зоны 4 (2). Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 3, 4 и 2; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при второй
передаче игроков зон 3, 4, 2; Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при
приѐме подачи. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча. Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым),
спиной вперед; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча: двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча: сочетание стоек и
перемещений, способов перемещений
Учебная игра
4 Освоение техники подачи мяча и
приема подач.
Приѐм подачи.
Подающие поочерѐдно подают мяч. На
противоположной стороне площадки
игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В
зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку.

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

26
2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

29-30

31-32

33-34

35-36

Выполнив предварительно передачу над
собой. После 3-4 подач принимающие
смещаются по кругу. Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приѐме
мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными шагами лицом,
боком (правым, левым), спиной вперед;
Нижняя прямая (боковая); в стену расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м.
Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приѐме
мяча.
Стойки основная, низкая; двойной шаг,
скачок вперед; остановка шагом. Нижняя
прямая (боковая); через сетку —
расстояние 6м, 9м;
Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и приѐме
мяча.
Стойки основная, низкая; сочетание стоек
и перемещений, способов перемещений.
Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой
линии в пределы площадки, правую, левую
половины площадки.
Учебная игра
Приѐм подачи
Передача мяча двумя руками сверху на
месте. Передача мяча над собой. Прием
мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача.
Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

Приѐм подачи
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в
парах в движении. Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из
зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра
Приѐм подачи
Верхняя прямая подача Передачи мяча
сверху двумя руками и снизу двумя руками
в различных сочетаниях. Учебная игра
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи. Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками в различных
сочетаниях. Учебная игра
Верхняя прямая подача с вращением.
Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием
мяча с подачи. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Верхняя прямая подача с вращением.
Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из
зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра
Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно
– тренировочная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

49-50

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием
мяча с подачи в зону 3. Учебно –
тренировочная игра

2

51-52

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием

2

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

2

2

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные

53-54

55-56

57

58

59-60

мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из
зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная
игра
5 Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий
Атакующие удары.
Прямой нападающий удар; ритм разбега в
три шага; ударное движение кистью по
мячу: стоя у стены; удар через сетку,
подброшенному партнером; удар с
передачи.
Учебно – тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в
зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Учебно – тренировочная игра
Нападающий удар с поворотом туловища
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра
Нападающий удар без поворота туловища
(с переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжковые упражнения с отягощениями и
без них.
Прыжки с места, с разбега, доставая
баскетбольный щит, кольцо. Прямой
нападающий удар. Верхняя прямая подача

упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
11

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

1

1

2

61

62

63

64

в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4.
Учебно – тренировочная игра
Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжки из глубокого приседа.
Прыжки со скакалкой на двух ногах
(варианты: с ноги на ногу; с продвижением
вперед; на одной ноге; в приседе; высоко
поднимая бѐдра). Нападающий удар с
поворотом туловища Индивидуальное
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в
зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар с поворотом
туловища Индивидуальное блокирование.
Учебно – тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в
зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар без поворота
туловища (с переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
6 Овладение тактикой игры в
нападении.
Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по
определенным зонам. Неожиданные
передачи мяча через сетку на площадку
соперника. Учебно – тренировочная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

3
1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

65

66

67

68

69

70

71

72

Групповые тактические действия в
нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с
игроком зоны 3. Учебно – тренировочная
игра
Групповые тактические действия в
нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с
игроком зоны 2. Учебно – тренировочная
игра в волейбол с заданиями.
7 Овладение тактикой игры в защите
Система игры в защите «углом вперед».
Учебно – тренировочная игра в волейбол с
заданиями. Учебная игра
8 Овладение организаторскими
способностями
Организация и судейство учебнотренировочных игр, соревнований между
классами. Проведение разминки
тренировочных занятий.
Организация и проведение соревнований
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 9 классов.
Организация и проведение соревнований
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 10 классов.
Организация и проведение соревнований
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 11 классов.
Товарищеские встречи между командами
близлежащих школ

1

1

1
1

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная
игра

4
Учебнотренировочные игры
Соревнования

1

1

1

1

1

Учебнотренировочные игры
Соревнования
Учебнотренировочные игры
Соревнования
Учебнотренировочные игры
Соревнования
Учебнотренировочные игры
Соревнования

Всего
4
68
Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий

№
п/п

1

Раздел
Тема занятий
1 Основы знаний
Понятие о спортивной тренировке, еѐ
цель, задачи и основное содержание.
Понятие физической культуры.
Физическая культура как средство

Календарно-тематическое планирование.
2 года обучения
Кол-во часов
Дата
теория

практика

4
1

-

по плану

Форма контроля
по факту

Беседа, рассказ

2
3

4

5

6

воспитания организованности,
трудолюбия, воли и других нравственных
качеств и жизненно важных умений и
навыков. Инструктаж по ТБ
Основные правила соревнований
Основное содержание тактики и
тактической подготовки. Командная и
индивидуальная тактика. Тактика защиты
и нападения.
Понятие о физической подготовке юного
спортсмена. Основные сведения о еѐ
содержании и видах Развитие физических
качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости.
2 Освоение техники передвижений
Перемещение игроков при подаче и
приѐме мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными шагами лицом,
боком (правым, левым), спиной вперед;
двойной шаг, скачок вперед; остановка
шагом; сочетание стоек и перемещений,
способов перемещений.
Перемещения. Прыжки на месте, у сетки,
после перемещений и остановки;
сочетание способов перемещений с
остановками, прыжками, техническими
приѐмами.
3 Освоение техники приемов и передач
мяча

1
1

-

Беседа, рассказ
Беседа, рассказ

1

-

Беседа, рассказ

2
1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
20

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Передача мяча сверху
двумя руками; над собой и после
перемещения различными способами; в
парах; в треугольнике; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. передачи в стену; на
точность с собственного подбрасывания и
партнѐра. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Командные действия.
Система игры со второй передачи игроком
передней линии: приѐм подачи и первая
передача в зону 3 (2) Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Командные действия.
Система игры со второй передачи игроком
передней линии: приѐм подачи и первая
передача в зону 3 (2), вторая передача
игроку зоны 4 (2). Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при
первой передаче игроков зон 3, 4 и 2;
Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные

19-20

21-22

23-24

25-26

быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при
второй передаче игроков зон 3, 4, 2;
Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодействие при
первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4,
2 при приѐме подачи. Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча. Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение приставными
шагами лицом, боком (правым, левым),
спиной вперед; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча: двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; Учебная игра
Развитие физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести, выносливости,
ловкости, гибкости. Перемещение игроков
при приѐме мяча: сочетание стоек и
перемещений, способов перемещений
Учебная игра
4 Освоение техники подачи мяча и
приема подач.

упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

26

27-28

29-30

31-32

33-34

Приѐм подачи.
Подающие поочерѐдно подают мяч. На
противоположной стороне площадки
игроки принимают мяч к сетке в зону 3. В
зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку.
Выполнив предварительно передачу над
собой. После 3-4 подач принимающие
смещаются по кругу. Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и
приѐме мяча.
Стойки основная, низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными шагами
лицом, боком (правым, левым), спиной
вперед; Нижняя прямая (боковая); в стену
- расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м.
Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и
приѐме мяча.
Стойки основная, низкая; двойной шаг,
скачок вперед; остановка шагом. Нижняя
прямая (боковая); через сетку —
расстояние 6м, 9м;
Учебная игра
Перемещение игроков при подаче и
приѐме мяча.
Стойки основная, низкая; сочетание стоек
и перемещений, способов перемещений.
Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой
линии в пределы площадки, правую,
левую половины площадки.
Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

Приѐм подачи
Передача мяча двумя руками сверху на
месте. Передача мяча над собой. Прием
мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача.
Учебная игра
Приѐм подачи
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в
парах в движении. Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из
зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная игра
Приѐм подачи
Верхняя прямая подача Передачи мяча
сверху двумя руками и снизу двумя
руками в различных сочетаниях. Учебная
игра
Верхняя прямая подача. Прием мяча с
подачи. Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками в
различных сочетаниях. Учебная игра
Верхняя прямая подача с вращением.
Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием
мяча с подачи. Учебная игра
Верхняя прямая подача с вращением.
Прием мяча с подачи в зону 3. Передача
из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4.
Учебно – тренировочная игра
Верхняя прямая подача в прыжке. Учебно
– тренировочная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием

2

2

2

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные

51-52

53

54

55

56

мяча с подачи в зону 3. Учебно –
тренировочная игра
Верхняя прямая подача в прыжке. Прием
мяча с подачи в зону 3. Вторая передача
из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра
5 Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий
Атакующие удары.
Прямой нападающий удар; ритм разбега в
три шага; ударное движение кистью по
мячу: стоя у стены; удар через сетку,
подброшенному партнером; удар с
передачи.
Учебно – тренировочная игра
Нападающий удар по неподвижному мячу
Нападающий удар с собственного
подбрасывания мяча Прямой
нападающий удар с разбега. Одиночное
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
Прямой нападающий удар. Верхняя
прямая подача в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая передача из зоны
3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная
игра
Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при первой передаче
игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче
игроков зон 3, 4, 2; взаимодействие при

2

упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

11

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

57

58

59

60

61

первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4,
2 при приѐме подачи
Нападающий удар с поворотом туловища
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра
Нападающий удар без поворота туловища
(с переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжковые упражнения с отягощениями
и без них.
Прыжки с места, с разбега, доставая
баскетбольный щит, кольцо. Прямой
нападающий удар. Верхняя прямая
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в
зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны
2, 4. Учебно – тренировочная игра
Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжки из глубокого приседа.
Прыжки со скакалкой на двух ногах
(варианты: с ноги на ногу; с
продвижением вперед; на одной ноге; в
приседе; высоко поднимая бѐдра).
Нападающий удар с поворотом туловища
Индивидуальное блокирование. Учебно –
тренировочная игра
Блокирование в прыжке; блокирование
удара по подброшенному мячу
(блокирующий на подставке, на
площадке), удар с передачи (блок).

1

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра
Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

62

63

64

65

66

Учебно – тренировочная игра
Прямой нападающий удар. Верхняя
прямая подача в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая передача из зоны
3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с
поворотом туловища Индивидуальное
блокирование. Учебно – тренировочная
игра
Прямой нападающий удар. Верхняя
прямая подача в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая передача из зоны
3 в зоны 2, 4. Нападающий удар без
поворота туловища (с переводом рукой).
Групповое блокирование. Учебно –
тренировочная игра
6 Овладение тактикой игры в
нападении.
Нижняя прямая, верхняя прямая подачи
по определенным зонам. Неожиданные
передачи мяча через сетку на площадку
соперника. Учебно – тренировочная игра
Групповые тактические действия в
нападении: взаимодействие игрока зоны 6
с игроком зоны 3. Учебно –
тренировочная игра
Групповые тактические действия в
нападении: взаимодействие игрока зоны 3
с игроком зоны 2. Учебно –
тренировочная игра в волейбол с
заданиями.
7 Овладение тактикой игры в защите

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

3
1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

1

Система игры в защите «углом вперед».
1
Учебно – тренировочная игра в волейбол
с заданиями. Учебная игра
8 Овладение организаторскими
5
способностями
68
Организация и судейство учебно1
тренировочных игр, соревнований между
классами. Проведение разминки
тренировочных занятий.
69
Организация и проведение соревнований
1
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 9 классов.
70
Организация и проведение соревнований
1
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 10 классов.
71
Организация и проведение соревнований
1
на первенство школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 11 классов.
72
Товарищеские встречи между командами
1
близлежащих школ
Всего
4
68
Примечание: 4 часа теоретических занятий проводятся в течение всего курса практических занятий
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Формы занятий, планируемых по каждому разделу первого и второго года обучения.
67

№ п/п Раздел
1

Основы знаний

Формы
занятий
Беседа
Рассказ
Объяснение
материала

Показ.Тренировочные
упражнения. Работа в
группах. Учебная игра

Учебно-тренировочные
игры Соревнования

Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования
Учебно-тренировочные
игры Соревнования

Методы и приемы

Формы подведения итогов

Словесный метод (беседа, описание, разъяснение, рассуждение,
дискуссия, диалог, рассказ)

Опрос

2

3

4

5

6

Освоение техники Объяснение
передвижений
материала
Тестирование
Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических
навыков, физических упражнений)
Освоение техники Объяснение
Наглядный метод (педагогический показ)
приемов и
материала
Практический метод (работа под руководством педагога,
передач мяча
Тестирование выполнение упражнений)
Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических
навыков, физических упражнений)
Освоение техники Объяснение
Наглядный метод (педагогический показ)
подачи мяча и
материала
Практический метод (работа под руководством педагога,
приема подач.
Тестирование выполнение упражнений)
Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических
навыков, физических упражнений)
Освоение техники Объяснение
Наглядный метод (педагогический показ)
прямого
материала
Практический метод (работа под руководством педагога,
нападающего
Тестирование выполнение упражнений)
удара и овладение Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
техникой
освоенных способов деятельности: отработка технических
защитных
навыков, физических упражнений)
действий

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

Овладение
тактикой игры в
нападении.

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

Объяснение
материала
Тестирование
Соревнование

Наглядный метод (педагогический показ)
Практический метод (работа под руководством педагога,
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

7

8

навыков, физических упражнений)
Овладение
Объяснение
Наглядный метод (педагогический показ)
тактикой игры в
материала
Практический метод (работа под руководством педагога,
защите
Тестирование выполнение упражнений)
Соревнование Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических
навыков, физических упражнений)
Овладение
Соревнование Наглядный метод (педагогический показ)
организаторскими
Практический метод (работа под руководством педагога,
способностями
выполнение упражнений)
Репродуктивный метод (воспроизведение полученных знаний и
освоенных способов деятельности: отработка технических
навыков, физических упражнений)
Форма подведения итогов.

В конце каждой тренировке подводятся итоги:
-Анализ тренировочных упражнений;
-Анализ игровой деятельности.
В учебном году проводятся:
 школьный турнир по волейболу;
 межшкольные районные соревнования;
 различные соревнования.

Учебно – тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ
Тестирование

Тренировочная игра
Индивидуальный и групповой
показ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».