Пояснительная записка Элективный курс черчения в школе рассчитан на трудовую и политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и самореализацию в профессиях сельского социума. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять чертѐжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом, широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и качество обучения. Программа открывает реальные возможности для развития творческой деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения. Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приѐмов логического мышления. Цели и задачи курса. В процессе обучения черчению необходимо: - сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении аксонометрических проекций и приѐмам выполнения технических рисунков; - ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; - учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать их форму и конструкцию; - способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом обучении, производственной деятельности и техническом творчестве; - научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в практике чтения и выполнения чертеже; - способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической документации; знакомить с техническими профессиями сельского социума. Место в учебном плане. Изучение курса «Основы черчения» рассчитано на один год обучения, 1 час в неделю. Всего за год 34 часа. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами организации труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нѐм взаимопонимания; формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Метапредметные результаты Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе; планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных; способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Предметные результаты приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; развитие визуально – пространственного мышления; рациональное использование чертежных инструментов; освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Ученик научится: o выполнять прямоугольное проецирование на одну, две, три плоскости проекции и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений; o правильно выполнять чертежи; o выполнять и обозначать сечения и разрезы на чертежах; o рационально использовать чертѐжные инструменты; o читать несложные строительные чертежи; o пользоваться справочной литературой. Ученик получит возможность научиться: o анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам; o анализировать графический состав изображений; o читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных деталей; o выбирать необходимое количество видов на чертежах; o выполнять чертежи основных соединений деталей; o читать архитектурно-строительные чертежи, делать обзор разновидностей графических изображений. Содержание материала. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 часов) Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (7 часов) Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения. ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 часов) Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел. ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ. (2 часа) Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (3 часа) Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях. Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов. СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (7 часов) Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. Выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочные чертежи изделий. Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей. Деталирование. ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 часа) Основные особенности архитектурно-строительных чертежей, правила их прочтения. Обзор разновидностей графических изображений. Условные обозначения УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Итого: Наименование разделов Правила оформления чертежей Способы проецирования Чтение и выполнение чертежей деталей Обобщение сведений о способах проецирования Сечения и разрезы Сборочные чертежи Чтение строительных чертежей Всего часов 6 7 5 2 3 7 4 34 Календарно – тематическое планирование. № Название разделов, тем уроков урока 1. Правила оформления чертежей 1 Вводный урок. Техника безопасности на уроках. Линии чертежа. 2 Сведения о чертѐжном шрифте 3 Понятие о стандартах. Форматы, рамка, основная надпись. 4 Масштаб. Нанесение размеров. 5 Чертѐж плоской детали. 6 Моделирование по чертежу. 2.Способы проецирования 7 Изображение предмета на одну и две плоскости проекции. 8 Построение третьей проекции. Понятие о местных видах. 9 Графическая работа №1 10 Анализ геометрической формы предмета. Чертѐж детали. Кол. Дата часов 6 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 Примечание 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Аксонометрические проекции плоских и объѐмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Чтение чертежей. Самостоятельная работа 3.Чтение и выполнение чертежей деталей. Проекции геометрических тел. Чтение чертежей. Анализ графического состава изображения. Эскиз и технический рисунок детали. Эскиз детали с включением элементов конструирования. Эскиз детали с натуры. Графическая работа №2 4.Обобщение сведений о способах проецирования Выполнение чертежа предмета по его наглядному изображению. Выполнение аксонометрической проекции с построением точек. 5.Сечения и разрезы. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Простые разрезы. Эскиз детали с выполнением разреза. Устное чтение чертежей. 6.Сборочные чертежи. Рабочий чертѐж детали. Местные разрезы. Чертѐж детали с натуры. Чертежи деталей с соединениями. Деталирование. Сборочные чертежи. Решение творческих задач. Графическая работа №3 7.Чтение строительных чертежей. Архитектурно-строительные чертежи. Обзор разновидностей графических изображений. Условные изображения на строительных чертежах. Итоговая графическая работа. 1 1 1 5 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1