Рабочая программа Основы черчения 10 -11 кл.

Пояснительная записка
Элективный курс черчения в школе рассчитан на трудовую и
политехническую подготовку обучающихся, на формирование мотивации и
самореализацию в профессиях сельского социума. Учебно-воспитательные задачи
курса способствуют формированию основ графической грамоты, умению составлять
чертѐжно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться. Чтение и
выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки
для развития у школьников склонности к изучению техники, в том числе и
сельскохозяйственной. Тесная связь обучения черчению с жизнью,
производительным трудом, широкое использование межпредметных связей,
включение в процесс обучения черчению возможно более широкого круга
познавательных и занимательных задач повышают интерес к изучению предмета и
качество обучения.
Программа открывает реальные возможности для развития творческой
деятельности учащихся в процессе их графической подготовки, предусматривает
знакомство учащихся с понятиями производственно-технического характера и
требования технической эстетики. Так, при выполнении упражнений учащиеся
знакомятся с названием деталей, их назначением, характером работы, связью с
другими деталями и механизмами, с материалами, из которых они изготовлены, а
также получают некоторые сведения об их изготовлении. Ознакомление школьников
с требованиями технической эстетики и привитие им культуры графического труда
создают основу для эстетического воспитания учащихся средствами черчения.
Развитие умения наблюдать и сравнивать предметы и их изображения, выделять в
них существенные признаки и свойства, осуществлять на основе усвоения приѐмов
логического мышления.
Цели и задачи курса.
В процессе обучения черчению необходимо:
- сформировать у учащихся знания о прямоугольном проецировании на одну, две,
три взаимно перпендикулярные плоскости, о построении аксонометрических
проекций и приѐмам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
- учить в процессе чтения чертежей воссоздавать образ предметов и анализировать
их форму и конструкцию;
- способствовать развитию у учащихся технического и образного мышления, а также
пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом
обучении, производственной деятельности и техническом творчестве;
- научит самостоятельно пользоваться учебными справочными пособиями в
практике чтения и выполнения чертеже;
- способствовать привитию учащимся культуры труда при выполнении графической
документации; знакомить с техническими профессиями сельского социума.

Место в учебном плане.
Изучение курса «Основы черчения» рассчитано на один год обучения, 1 час в
неделю.
Всего за год 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:















развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
черчения;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации труда;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и
познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной и творческой
деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в
нѐм взаимопонимания;
формирование социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.

Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе подготовки школьников в области черчения:



определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых
задач в учебе;
планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;














способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение
находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета.

Предметные результаты










приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических,
динамических и пространственных представлений;
развитие визуально – пространственного мышления;
рациональное использование чертежных инструментов;
освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного
назначения;
развитие творческого мышления и формирование элементарных
умений преобразования формы предметов, изменения их положения и
ориентации в пространстве;
приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;





применение графических знаний в новой ситуации при решении задач
с творческим содержанием (в том числе с элементами
конструирования);
формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Ученик научится:
o выполнять прямоугольное проецирование на одну, две, три
плоскости проекции и иметь понятие о способах построения
несложных аксонометрических изображений;
o правильно выполнять чертежи;
o выполнять и обозначать сечения и разрезы на чертежах;
o рационально использовать чертѐжные инструменты;
o читать несложные строительные чертежи;
o пользоваться справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
o анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
o анализировать графический состав изображений;
o читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения
несложных деталей;
o выбирать необходимое количество видов на чертежах;
o выполнять чертежи основных соединений деталей;
o читать архитектурно-строительные чертежи, делать
обзор разновидностей графических изображений.

Содержание материала.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (6 часов)
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Типы линии: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная тонкая, сплошная волнистая, шгрихпунктирная, тонкая
штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии,
стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали
надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение
масштаба.
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (7 часов)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.
Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной,
двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид
слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические
проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (5 часов)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел.
Мысленное расчленение предмета на геометрические тела призмы,
цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы
геометрических тел.
ОБОБЩЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ. (2 часа)
Повторение способов проецирования. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел,
составляющих форму предмета.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов
с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности
и угла на равные части; сопряжений.
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ (3 часа)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов.
СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ (7 часов)
Чертежи типовых соединений деталей. Общие понятия о соединении
деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые,
шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и
обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных,
клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на
сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
ЧТЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ (4 часа)
Основные особенности архитектурно-строительных чертежей, правила их
прочтения. Обзор разновидностей графических изображений. Условные
обозначения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Итого:

Наименование разделов
Правила оформления чертежей
Способы проецирования
Чтение и выполнение чертежей деталей
Обобщение сведений о способах проецирования
Сечения и разрезы
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей

Всего
часов
6
7
5
2
3
7
4
34

Календарно – тематическое планирование.
№
Название разделов, тем уроков
урока
1. Правила оформления чертежей
1
Вводный урок. Техника безопасности на
уроках. Линии чертежа.
2
Сведения о чертѐжном шрифте
3
Понятие о стандартах.
Форматы, рамка, основная надпись.
4
Масштаб. Нанесение размеров.
5
Чертѐж плоской детали.
6
Моделирование по чертежу.
2.Способы проецирования
7
Изображение предмета на одну и две
плоскости проекции.
8
Построение третьей проекции. Понятие о
местных видах.
9
Графическая работа №1
10
Анализ геометрической формы предмета.
Чертѐж детали.

Кол. Дата
часов
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1

Примечание

11
12
13

14
15
16
17
18

19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Аксонометрические проекции плоских и
объѐмных фигур.
Эллипс как проекция окружности. Чтение
чертежей.
Самостоятельная работа
3.Чтение и выполнение чертежей
деталей.
Проекции геометрических тел. Чтение
чертежей.
Анализ графического состава изображения.
Эскиз и технический рисунок детали.
Эскиз детали с включением элементов
конструирования. Эскиз детали с натуры.
Графическая работа №2
4.Обобщение сведений о способах
проецирования
Выполнение чертежа предмета по его
наглядному изображению.
Выполнение аксонометрической проекции с
построением точек.
5.Сечения и разрезы.
Правила выполнения наложенных и
вынесенных сечений.
Простые разрезы. Эскиз детали с
выполнением разреза.
Устное чтение чертежей.
6.Сборочные чертежи.
Рабочий чертѐж детали.
Местные разрезы.
Чертѐж детали с натуры.
Чертежи деталей с соединениями.
Деталирование. Сборочные чертежи.
Решение творческих задач.
Графическая работа №3
7.Чтение строительных чертежей.
Архитектурно-строительные чертежи.
Обзор разновидностей графических
изображений.
Условные изображения на строительных
чертежах.
Итоговая графическая работа.

1
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».