23.03.2023
Совершенствования образовательного процесса в детском
саду путем внедрения инновационной технологии проектирования.
Создание современной системы дошкольного образования,
ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает
постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному
процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты,
цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся
воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в
нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать
и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко
планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием
педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него
коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного
процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной
деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных
задач педагогический коллектив нашего ОУ считает метод педагогического
проектирования как одну из форм планирования и организации
воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности
педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности,
прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую
качество воспитательно-образовательного процесса.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование
личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации
проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет
ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные
навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и
взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность
интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в
дошкольной системе образования является
то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,
сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном
процессе дошкольного образования проектная деятельность носит характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДГ, а также
вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и
применять их на практике. Процесс обучения становится не только более
экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает
наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру
речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует
развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и
доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками
сегодня — это достаточно
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Именно поэтому, изучив методическую литературу,
познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами
проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов
других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию
проектирования в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы,
обеспечивающую оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является: Организация в дошкольном
учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой
инновационной технологии проектирования.
Для реализации данной цели поставлены
следующие задачи:
1. Формирование мотивационной готовности у всех
участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания
детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня
педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей
педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной
педагогической деятельности ДГ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с
семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для
развития и воспитания детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3
этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей,
задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом,
анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание
собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и
сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ
образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических
условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого,
выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и
объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное
моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы
развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями,
общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и
обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта
работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и
развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДГ,
осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта. Третий этап
– заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за
учебный год (участие в методических объединениях, семинарах - практикумах,
представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах
Интернета, публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется в виде
мультимедийных презентаций по заданной теме.
Внедрение метода проектирования в
дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
1. Метод проектов успешно реализуется в
сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
2. Метод проектов как один из методов
интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей,
самостоятельную активность воспитанников детского сада.
3. Использование метода проектов в работе с
дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в
общее дело, радуется своим успехам.
4. Проектная деятельность качественно влияет на
повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
профессионализма педагогических работников в ОУ, реализации индивидуальных
возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного
процесса.
5. Родители стали активными участниками
образовательного процесса. Сблизились позиции ОУ и семьи к совместной
творческой деятельности.
Использование инновационной технологии
проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции
воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению
внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития
интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области
специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и
практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический
процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности
родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДГ.