Биология
Аннотация по
биологии 5-9 классы.
Программа по биологии на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на
формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются
возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования.
В программе по биологии определяются основные
цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые
результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения
биологии.
Биология развивает представления о
познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать
систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает
понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
При разработке программы по биологии
теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания
учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к
уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах,
характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в
Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, её значении в
познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества.
Согласно названным положениям, определены основные функции программы по
биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о
целях, об общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Биология», определяет обязательное предметное
содержание, его структуру, распределение по разделам и темам, рекомендуемую
последовательность изучения учебного материала с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики образовательного процесса, возрастных
особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются
требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам
обучения в формировании основных видов учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания биологического
образования.
В программе по биологии (10–11 классы,
базовый уровень) реализован принцип преемственности в изучении биологии,
благодаря чему в ней просматривается направленность на развитие знаний,
связанных с формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных
ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе
жизни и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с
изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем
разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в программе по
биологии уделено внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни
для решения прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных
заболеваний человека, медико-генетического консультирования, обоснования
экологически целесообразного поведения в окружающей природной среде, анализа
влияния хозяйственной деятельности человека на состояние природных и
искусственных экосистем. Усиление внимания к прикладной направленности учебного
предмета «Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая
предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к изменениям
динамично развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего
образования занимает важное место. Она обеспечивает формирование у обучающихся
представлений о научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой
природе, её отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия для: познания законов живой природы, формирования функциональной
грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни, экологического
мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для
решения воспитательных и развивающих задач среднего общего образования,
социализации обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для
формирования интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета «Биология»
составили основу для определения подходов к отбору и структурированию его
содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология»
на базовом уровне осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в
соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в
окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и практической
деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают элементы содержания,
которые служат основой для формирования представлений о современной
естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного
материала в программе по биологии осуществлено с учётом приоритетного значения
знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации
и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного
познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая
система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой
природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».