Окружающий мир или Мир вокруг нас
Аннотация
к рабочей программе по окружающему миру 1-4 классы.
Рабочая
программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание
обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего
мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые
результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные
результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за
каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа
по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на
основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение
окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и
взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся
на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих
целей:
• формирование целостного взгляда на мир,
осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную
и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих,
нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по
окружающему миру;
• формирование ценности здоровья человека, его
сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
• развитие умений и навыков применять
полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с
поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
• духовно-нравственное развитие и воспитание
личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к
Российскому государству, определённому этносу;
• проявление уважения к истории, культуре,
традициям народов Российской Федерации;
• освоение обучающимися мирового культурного
опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме;
• обогащение духовного опыта обучающихся,
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических
норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе
в соответствии с экологическими нормами поведения;
• становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их
взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной
идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему
миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с
правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек
и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки
возникшей ситуации.
Отбор
содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
• раскрытие роли человека в природе и
обществе;
• освоение общечеловеческих ценностей
взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек
и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее
число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270
часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68
часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1
КЛАСС
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Школа. Школьная жизнь.
1.2 Семья. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье.
1.3 Россия - наша Родина.
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Природа - среда обитания человека. Взаимосвязи между человеком и
природой.
2.2 Растительный мир. Растения ближайшего окружения.
2.3 Мир животных. Разные группы животных.
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Режим дня школьника.
3.2 Безопасность в быту, безопасность пешехода, безопасность в сети
Интернет
2
КЛАСС
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина - Россия
1.2 Семья. Семейные ценности и традиции
1.3 Правила культурного поведения в общественных местах
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Методы познания природы. Земля и другие планеты, звезды и
созвездия.
2.2 Многообразие растений
2.3 Многообразие животных
2.4 Красная книга России. Заповедники и природные парки
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни школьника
3.2 Безопасность в школе и общественном транспорте, безопасность в сети
Интернет
3
КЛАСС
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина - Российская Федерация
1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей.
1.3 Страны и народы мира.
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие
2.3 Разнообразие растений
2.4 Разнообразие животных
2.5 Природные сообщества
2.6 Человек - часть природы
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни
3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети
Интернет
4 КЛАСС
Раздел 1. Человек и общество
1.1 Наша родина - Российская Федерация
1.2 История Отечества. «Лента времени» и историческая карта
1.3 Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное
наследие
Раздел 2. Человек и природа
2.1 Методы познания окружающей природы. Солнечная система
2.2 Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие
2.3 Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
2.4 Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические
проблемы
Раздел 3. Правила безопасной
жизнедеятельности
3.1 Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек
3.2 Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850