Русский язык
Аннотация к рабочей программе по
русскому языку 1-4 классы.
Рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и
литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение
русского языка направлено на достижение следующих целей:
1)
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального
общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2)
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3)
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование
в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
речевого этикета;
4)
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5)
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной
идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому
языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и
работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие
устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи
развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования
усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого
этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд
задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным
предметом «Литературное чтение».
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее
число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Раздел 1.Обучение грамоте
1.1 Слово и предложение
1.2 Фонетика
1.3 Письмо
1.4 Развитие речи
Раздел 2.Систематический курс
2.1 Общие сведения о языке
2.2 Фонетика
2.3 Графика
2.4 Лексика и морфология
2.5 Синтаксис
2.6 Орфография и пунктуация
2.7 Развитие речи
2 КЛАСС
1 Общие сведения о языке
2 Фонетика
и графика
3 Лексика
4 Состав
слова
5 Морфология
6 Синтаксис
7 Орфография
и пунктуация
8 Развитие
речи
3
КЛАСС
1 Общие
сведения о языке
2 Фонетика
и графика
3 Лексика
4 Состав
слова
5 Морфология
6 Синтаксис
7 Орфография
и пунктуация
8 Развитие
речи
4
КЛАСС
1 Общие
сведения о языке
2 Фонетика
и графика
3 Лексика
4 Состав
слова
5 Морфология
6 Синтаксис
7 Орфография
и пунктуация
8 Развитие
речи
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне
начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/f84228ae
Библиотека
ЦОК https://m.edsoo.ru/f8422d40
Программы разработаны
на основе федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов основного общего
образования, Программы по русскому языку 5-9 классы / М. М.
Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Г. А. Богданова.- М.:
Дрофа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
·
Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос
В.И. и др. Русский язык. 5 класс. М.: Дрофа
·
Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос
В.И. и др. Русский язык. 6 класс. М.: Дрофа
·
Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос
В.И. и др. Русский язык. 7 класс. М.: Дрофа
·
Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос
В.И. и др. Русский язык. 8 класс. М.: Дрофа
·
Разумовская М.М., Львова,С.И., Капинос
В.И. и др. Русский язык. 9 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
·
5 класс — 5 часов в неделю, 170 часов в
год
·
6 класс — 6 часов в неделю, 204 часа в год
·
7 класс — 4 часа в неделю, 136 часов в год
·
8 класс — 3 часа в неделю, 102 часа
в год
·
9 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год
ЦЕЛИ:
·
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
овладение культурой межнационального общения;
·
развитие и совершенствование способности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и
навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
·
освоение знаний о русском языке как
многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и
ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
·
овладение умениями опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать
речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·
применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры,
орфографической и пунктуационной грамотности.
ЗАДАЧИ:
·
приобретение знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
·
овладение умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами
русского литературного языка;
·
формирование способностей к анализу и
оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными
лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
·
освоение компетенций – коммуникативной,
языковедческой и культуроведческой;
Программы обеспечивают достижение
выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Понимание русского языка как одной из
основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли
родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования.
·
Осознание эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию.
·
Достаточный объём словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной
речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли;
основной и дополнительной информации).
Владение
разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров.
·
Способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
·
Овладение приёмами отбора и систематизации
материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования.
·
Способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме).
·
Соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных
правил
орфографии и пунктуации
в процессе письменного общения.
·
Применение приобретённых знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
Представление об основных функциях языка;
о роли русского языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о
связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
·
Понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
·
Освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
·
Овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний.
·
Опознавание и анализ основных
единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление
языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения.
·
Проведение различных видов анализа
слова (фонетичский, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
·
О языке и речи — 5 ч
·
Фонетика. Графика — 3 ч
·
Текст – 4 ч
·
Письмо. Орфография — 12 ч
·
Слово и его строение — 2 ч
·
Слово как часть речи. Морфология — 7 ч
·
Фонетика. Орфоэпия – 7 ч
·
Лексика. Словообразование. Орфография — 20
ч
·
Стили речи — 7 ч
·
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) — 23
ч
·
Типы речи – 4 ч
·
Строение текста – 5 ч
·
Части речи (обзор) – 1 ч
·
Глагол — 19 ч
·
Строение текста (продолжение) – 5 ч
·
Имя существительное — 15 часов
·
Строение текста (продолжение) – 14 ч
·
Имя прилагательное – 12 ч
·
Повторение — 5 ч
6 класс
·
Введение. О языке — 1 ч
·
Закрепление и углубление изученного в 5
классе — Речь. Грамматика. Правописание — 24 ч
·
Части речи, их грамматические признаки,
словообразование, правописание и употребление в речи имен
существительных, прилагательных и глаголов — 67 ч
·
Морфология. Орфография -105 ч
·
Повторение и обобщение изученного в 5-6
классах – 7 ч
7 класс
·
О языке — 1 ч
·
Повторение изученного в 5–6 классах – 14 ч
·
Орфография и пунктуация (повторение и
углубление) – 29 ч
·
Морфология. Орфография. Наречие – 40 ч
·
Служебные части речи – 33 ч
·
Междометие и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи — 6 ч
·
Речь – 8 ч
·
Повторение изученного в конце года – 5 ч
8 класс
·
О языке — 1 ч
·
Орфография и морфология (на основе
изученного изученного в 5-7 классах) — 8 ч
·
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и
предложение как единицы синтаксиса – 5 ч
·
Синтаксис простого предложения.
Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 19 ч
·
Односоставные предложения – 14 ч
·
Неполные предложения – 4 ч
·
Простое осложнённое предложение.
Предложения с однородными членами предложения – 17
·
Предложения с обращениями, вводными
словами (словосочетаниями и предложениями), междометиями – 10 ч
·
Предложения с обособленными членами – 13 ч
·
Прямая и косвенная речь – 4 ч
·
Итоговое повторение и обобщение изученного
за курс 8 класса – 7 ч
9 класс
·
Введение. Русский язык – национальный язык
русского народа – 1 ч
·
Повторение и систематизация изученного в
5-8 классах – 10 ч
·
Синтаксис сложного предложения. Пунктуация
– 2 ч
·
Сложносочиненное предложение – 4 ч
·
Сложноподчиненное предложение – 22 ч
·
Сложноподчинённое предложение с
несколькими придаточными – 5 ч
·
Бессоюзное сложное предложение – 9 ч
·
Сложное предложение с различными видами
союзной и бессоюзной связи – 7 ч
·
Итоговое повторение и систематизация
изученного в 9 классе – 8 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Предусмотрены
разнообразные виды (вводный, текущий, промежуточный, тематический, итоговый) и
формы контроля:
·
диктанты (объяснительный,
предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный,
творческий (с дополнительным заданием), контрольный, морфемный);
·
тест;
·
комплексный анализ текста;
·
устные рассказы по плану на
лингвистические темы;
·
сочинения небольшого объёма по началу, по
опорным словам.