Финансовая грамотность

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность» для 1-4 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 1– 4 классов в сфере экономики семьи.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с учебными предметами

математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. У учащихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС.

Задачи:

1) усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

2) формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

3) развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности содержит следующие

разделы:

1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) тематическое планирование.

На изучение курса отводится 17 часов в год ( 0,5 часов в неделю)

 Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1.      Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

(ст.2, 12,28); 

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

3.      Основная образовательная  программа  основного общего образования МБОУ СОШ

С. Большие Санники;

4.      Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

5.      Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. 

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.  Это определило цели данного курса:

-  формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-  создание       комфортных   условий,         способствующих       формированию          коммуникативных компетенций;

-  формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

-   Задачи:

-  освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами; 

-  овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; 

-  формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами; 

-  формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики; 

-  воспитывать ответственность за экономические решения. Сроки реализации программы – 5 лет.

Объем часов, отпущенных на занятия - 17 часа в год при 0,5 часов в неделю. Формы реализации программы. 

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса: 

Дискуссия,     проектно-исследовательская           деятельность учащихся,      деловая           игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы. Методы обучения. 

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.  В процессе обучения используются: 

1.  Приемы актуализации субъективного опыта учащихся; 

2.  Методы диалога; 

3.  Приемы создания коллективного и индивидуального выбора; 

4.  Игровые методы; 

5.  Методы диагностики и самодиагностики; 

6.  Технологии критического мышления; 

7.  Информационно-коммуникационные технологии; 

8.  Технологии коллективного метода обучения. 

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

 

Аннотация к рабочей программе по финансовой грамотности 10-11 класс 1. Рабочая программа составлена на основе:  

Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного финансового благополучия.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности школьников 10-11 классов предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования финансовых институтов и взаимодействия с ними. В рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и пр. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе. Рабочая программа курса «Финансовая грамота» составлена на основе авторской программы: 

Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2.  Цели обучения финансовой грамотности

       понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

       понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

       понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

       владение умением решать практические финансовые задачи:

       владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

       определение стратегических целей в области управления личными финансами;

       постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

       планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

       подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач; владение коммуникативными компетенциями:

       нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею; Хочу такой сайт

       анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

       владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

       владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

3.  На изучение финансовой грамотности в 10-11 классе отводится следующее количество учебных часов в неделю:  

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество учебных недель в

году

Количество часов в году

10

1

35

35

11

1

35

35

 

4.  Организация образовательного процесса

Класс

Название раздела

Количество часов

10

Раздел1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

12

Раздел 2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

11

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

12

11

Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

9

Раздел 2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

Раздел 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

3

Раздел 4.

Страхование: что и как надо страховать,я чтобы не попасть в бед у

5

Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

Раздел 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

4

Раздел 7.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

 

5.  Основные образовательные технологии.  

В процессе изучения предмета используется классно-урочная система, технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, проектное обучение, развивающее обучение, а также личностно-ориентированное обучение.  

6.  Требования к результатам освоения программы  ученик должен:

       понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

       понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

       понимать права и обязанности в сфере финансов.

       владеть умением решать практические финансовые задачи:

       владеть информацией финансового характера, своевременным анализом и адаптацией к собственным потребностям,

       определять стратегические цели в области управления личными финансами;

       ставить стратегические задач для достижения личных финансовых целей;

       планировать использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

       подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач; владеть коммуникативными компетенциями:

       находить источники информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

       анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

       владеть основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

       владеть основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

7.  Формы контроля. 

Контроль работы осуществляется в виде проектных работ (в группе и самостоятельных).

 

 


Внеурочная деятельность .Рабочая программа по финансовой грамотности 1-4 кл. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 506007919238457772130328223527430359021468958033 Директор/Заведующий Коренева Ольга Петровна Дата подписания документа 18.12.2022 12:38:27 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 506007919238457772130328223527430359021468958033 Директор/Заведующий Коренева Ольга Петровна Дата подписания документа 18.12.2022 12:38:28 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Рабочая программа по финансовой грамотности 10-11 кл. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 506007919238457772130328223527430359021468958033 Директор/Заведующий Коренева Ольга Петровна Дата подписания документа 18.12.2022 12:38:29 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».