Литература
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так
как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального
самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия
выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы,
что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро,
справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и
понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны
лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая
зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного
развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего
образования невозможно без учёта преемственности с учебным предметом
"литературное чтение" на уровне начального общего образования,
межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и
учебными предметами предметной области "Искусство", что способствует
развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию
эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих
работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и
представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры
читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных
устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к
отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в
отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при
решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с
обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной
культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию
национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению
духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных
традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения
литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с
гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и
развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению
позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе
участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной
культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя,
обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены
на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в
том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для
понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями
других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей,
эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять
проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать
авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать
тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя
возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и
проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать
представления о специфике литературы в ряду других искусств и об
историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации
с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических
возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной
культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на
совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной
литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний,
редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе
наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге,
адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю,
в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной
школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
• Литература (в 2 частях), 6 класс/ Меркин Г.С.,
Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник»
• Литература (в
2 частях), 7 класс/ Меркин Г.С., Общество с ограниченной ответственностью
«Русское слово - учебник»
• Литература (в 2 частях),
8 класс/ Меркин Г.С., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово -
учебник»
https://resh.edu.ru/
https://infourok.ru
/
https://videouroki.net/
https://education.yandex.ru/
http://ipkps.bsu.edu.ru/
http://www.apkro.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.uroki.ru
http://www.vestnik.edu.ru
http://teacher.fio.ru
http://rusolymp.ru/
http://www.vgf.ru
http://www.drofa.ru
http://www.1september.ru
http://www.gramma.ru
http://ruslit.ioso.ru
http://www.ipmce.su/\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\x7elib/osn_prav.html
http://www.repetitor.org/
http://www.svetozar.ru/
http://www.vedu.ru/ExpDic/
http://yamal.org/ook/
http://writerstob.narod.ru/
http://www.ruscenter.ru/
http://lit.1september.ru/index.php
http://old-russian.narod.ru/
http://www.klassika.ru/
http://www.bulgakov.ru/
http://math.msu.su/\x7eapentus/znaete/
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Вводный, оперативный, текущий, тестовый, итоговый контроль.
Учебный предмет «Литература» способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так
как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом
развитии обучающихся, приобщению их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в
средней школе на углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ
художественных произведений в историко-литературном и историко-культурном
контекстах, интерпретация произведений в соответствии с возрастными
особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и
читательским опытом.
Литературное образование на углублённом
уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной
школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В
процессе изучения литературы в старших классах происходит углубление и
расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, с разными разделами филологической науки и видами
искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и
литературной критики, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического
отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя,
способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений
художественной литературы.
В рабочей программе
учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и
зарубежной литературы.
Основные виды
деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или
обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
Отличие углублённого уровня литературного
образования от базового обусловлено планируемыми предметными результатами,
которые реализуются в отношении наиболее мотивированных и способных обучающихся
в соответствии с учебным планом образовательной организации, обеспечивающей
профильное обучение. Литературное образование в старшей школе на углублённом
уровне предполагает более активное использование самостоятельной
исследовательской деятельности обучающихся, являющейся способом введения
старшеклассников в ту или иную профессиональную практику, связанную с
профильным гуманитарным образованием.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней
школе состоят в сформированности чувства причастности к отечественным
культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений,
и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой
сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного
отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между
языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и
устойчивого интереса к чтению как средству приобщения к российскому
литературному наследию и сокровищам отечественной и зарубежной культуры и
базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в
литературе проблем, формировании у обучающихся литературного вкуса, развитии
филологической культуры, ведущей к овладению комплексным филологическим
анализом художественного текста, осмыслению функциональной роли
теоретико-литературных понятий, пониманию коммуникативно-эстетических
возможностей языка литературных произведений, а также позволяет
совершенствовать устную и письменную речь обучающихся на примере лучших
литературных образцов, создавать собственные письменные творческие работы и
устные доклады о прочитанных книгах, осуществлять целенаправленную подготовку к
будущей профессиональной деятельности, связанной с гуманитарной сферой.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и
воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных во ФГОС
СОО.
Задачи, связанные с формированием чувства
причастности к отечественным традициям и осознанием исторической
преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры,
состоят в систематическом приобщении старшеклассников к наследию отечественной
и зарубежной классики и лучшим образцам современной литературы; воспитании
уважения к отечественной классической литературе как социокультурному и
эстетическому феномену; освоении в ходе её изучения духовного опыта
человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих,
социально-бытовых, культурных традиций и ценностей; воспитании личности,
способной к созидательной гуманитарной деятельности в современном мире и
осознанию культурной самоидентификации на основе изучения литературных
произведений.
Задачи, связанные с формированием устойчивого
интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур,
уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному наследию
и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и мировой
культуры, ориентированы на воспитание и развитие постоянной потребности
обучающихся в чтении художественных произведений в течение всей жизни; знание
содержания и осмысление ключевых проблем произведений русской, мировой
классической и современной литературы, в том числе литератур народов России;
сознательное включение чтения в собственную досуговую деятельность и умение
планировать и корректировать свою программу чтения; участвовать во внеурочных
мероприятиях, содействующих повышению интереса к литературе, чтению,
образованию, книжной культуре, и вовлекать к этот процесс своих сверстников.
Задачи, связанные с воспитанием читательских
качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой
восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования
прочитанного, направлены на развитие умений комплексного филологического
анализа художественного текста и осмысление функциональной роли
теоретико-литературных понятий, в том числе анализа и интерпретации
литературного произведения как художественного целого с учётом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью на основе понимания и осмысленного использования в процессе
анализа и интерпретации произведений художественной литературы
терминологического аппарата современного литературоведения, а также элементов
искусствоведения, театроведения, киноведения.
Кроме того, эти задачи связаны с развитием
понятия об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о
множественности литературно-художественных стилей разных эпох, литературных
направлениях, течениях, школах, об индивидуальном авторском стиле; выявлением
взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения,
а также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной
картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской
позиции; развитием представления о специфике литературы как вида искусства, культуры
читательского восприятия, качеств квалифицированного читателя, обладающего
образным и аналитическим мышлением, эстетическим вкусом, интеллектуальными и
творческими способностями, эмоциональной отзывчивостью, а также умением
сопоставлять произведения русской и зарубежной литературы и сравнивать их с
научными, критическими и художественными интерпретациями в других видах
искусств; развитием представлений об основных направлениях литературной
критики, о современных профессиональных подходах к анализу художественного
текста в литературоведении; развитием способности осуществлять поиск, отбор,
анализ, структурирование и предъявление информации с использованием различных
ресурсов, включая работу с книгой в традиционных и электронных библиотечных
системах и медиапространстве; владением основами учебной
проектно-исследовательской деятельности историко- и теоретико-литературного
характера, в том числе создания медиапроектов; различными приёмами цитирования
и творческой переработки текстов.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися
коммуникативно-эстетических возможностей языка, нацелены на развитие
представлений о литературном произведении как явлении словесного искусства и об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных
текстах, на свободное владение разными способами информационной переработки
текстов, на умение анализировать, аргументированно оценивать и редактировать
собственные и чужие высказывания, использовать в своей исследовательской и
проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной
жизни филологического сообщества, в том числе в Интернете.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах
среднего общего образования отводится 340 ч., в 10 класса - 170 часов (5 часов
в неделю), в 11 классе - 170 часов (5 часов в неделю).
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ Вводный, оперативный, текущий, тестовый, итоговый контроль.